Введение
Отрыв почвенных частиц водными потоками, их перенос или отложение являются основными процессами, протекающими в период формирования поверхностного стока и смыва почвы. Интенсивность смыва почвы водными потоками зависит от ряда факторов. Многие исследователи к ним относят климатические, топографические, почвенные, литологические и др. При этом, оценивая процессы эрозии необходимо учитывать не только скорости потоков (среднюю, размывающую или донную), но и транспортирующую способность потока.
Под транспортирующей способностью потока понимается наибольший возможный при данном гидравлическом режиме потока расход наносов [6, 9, 10]. По определению гидрологического словаря, транспортирующая способность потока — предельный расход наносов, который способен транспортировать поток [8]. То есть транспортирующая способность численно равна расходу наносов, который поток в состоянии переносить при заданных гидравлических условиях [1].
Проблеме транспорта наносов посвящено много работ. В подавляющем большинстве случаев исследования проводились применительно к большим русловым потокам. Между тем перемещение наносов является одним из важных компонентов ручейковой эрозии почв.
Следовательно, при рассмотрении механизма отрыва и транспорта почвенного материала водными потоками необходимо рассматривать его с точки зрения протекания этого процесса на системном уровне «поток воды и почва». Взаимодействие водного потока с почвой, степень его насыщения почвенным материалом, перенос или аккумуляция, всё это будет определять интенсивность проявления эрозионных процессов. А, следовательно, и формирование смытых и намытых почв на склонах. Известно, что основное количество смываемого почвенного материала происходит в результате формирования склоновых потоков глубиной 10—15 мм. В связи с этим, возникает необходимость в разработке различных методов оценки транспорта почвенного материала потоками малой глубины.
Цель исследования
Цель исследования состояла в количественной оценке способности склоновых потоков малой глубины на системном уровне «поток воды и почва» переносить определённую массу почвенного материала разной степени смытой и намытой дерново-подзолистой почвы.
Материал и методы
Модельные эксперименты проводились на большом эрозионном лотке. Для проведения экспериментов необходимо было иметь образцы несмытой, намытой, слабо- и среднесмытой почвы. На территории Солнечногорского района Московской области (УО ПЭЦ МГУ «Чашниково») была выбрана катена, где были отобраны образцы из пахотного горизонта дерново-подзолистой несмытой, средненамытой, слабо- и среднесмытой почвы. Определение степени смытости, намытости и выделение их границ определялось путём заложения и описания почвенных разрезов в различных элементах рельефа [5].
В отобранных образцах проводили определение водопрочности макроструктуры почв по методу Н.И. Саввинова. Фракционирование образцов почвы проводили на ситах в воздушно-сухом состоянии (сухое просеивание) и фракционирования в воде (мокрое просеивание). В первом случае фиксировалось количество агрегатов разного размера, во втором — определялось количество водопрочных агрегатов, т.е. давалась качественная оценка структуры по водопрочности [2]. Величина критической скорости потока, а, следовательно, и количество транспортируемой почвы будет зависеть от преобладающей фракции агрегатов.
Определение содержания углерода в почве проводили по методике Никитина с колориметрическим окончанием по Орлову-Гриндель с последующим пересчётом на содержание гумуса [7].
Определение скорости водного потока, количество переносимого почвенного материала и диаметр влекомых и отложившихся в русле агрегатов определяли на «большом» эрозионном лотке. Эрозионный лоток представляет собой устройство для проведения модельных экспериментов в лабораторных условиях с целью изучения и прогнозирования различных процессов водной эрозии почв. В наших экспериментах на ложе лотка было создано искусственное русло (длина — 5 м, ширина — 0, 1 м), в которое с помощью насоса подавался разный объём воды. Подача почвы в поток осуществлялась с помощью дозатора и ленточного транспортера (скорость движения транспортёра может изменяться от 25 до 250 мм/с). Высота выступов шероховатости ложа 0, 7 d = 0, 35 мм. Лоток также имеет устройство для изменения угла наклона русла. Поток воды нагружался почвой в воздушно-сухом и капиллярно-увлажнённом состоянии. Почвы, переносимая потоком воды, поступала на набор сит, что позволяло определить её агрегатный состав. Глубина потока и его скорость регулировались посредством изменения угла наклона лотка.
Анализ полученных экспериментальных данных и построение графиков проводился с использованием программы Microsoft Office Excel.
Методика расчёта транспортирующей способности потока
Экспериментально на большом эрозионном лотке определялись: глубина потока (м), уклон лотка (град.), расход воды в эксперименте (л/с), время эксперимента (с), средняя скорость потока (м/с), масса вынесенной почвы (г) и средний диаметр агрегатов (мм), вынесенных потоком и отложившихся в русле.
Расчёт транспортирующей способности потока проводился по уравнению (1), разработанному сотрудниками кафедры эрозии и охраны почв В.М. Гендуговым с соавторами [4]:
где
—
транспортирующая способность потока, кг/м3; g — ускорение
свободного падения, м/с2; H
—
глубина потока, м; V — средняя скорость
потока, м/с; Vk — критическая
скорость потока, м/с; С — эмпирический коэффициент, кг/ м3;
— эмпирический
показатель степени.
Критическая скорость потока рассчитывалась для влекомых или отложившихся в потоке агрегатов по уравнению [3]:
где fi — коэффициент поверхностного сцепления для влекомых или отложившихся
агрегатов, Н/м; — коэффициент
подъемной силы (с-вихря); ri — радиус влекомых или отложившихся в русле агрегатов, м;
— плотность
твердой фазы почвы, кг/м3;
— плотность
воды, кг/м3; остальные обозначения прежние.
Расчёт коэффициента поверхностного сцепления (fi) проводился по уравнению [4]:
Результаты и обсуждение
Агрегатный состав исследуемых почв
Проведенный анализ агрегатного состава исследуемых почв в исходном, воздушно-сухом состоянии (до экспериментов), показал, что наибольший средневзвешенный диаметр агрегатов был определен в образце средненамытой почвы — 4, 44 мм. В образцах же несмытой, слабо- и среднесмытой почвы наблюдается закономерное уменьшение средневзвешенного диаметра агрегатов с увеличением степени смытости — от 4, 08 мм в несмытой до 3, 34 мм в среднесмытой почве (таблица 1).
В то же время при определении средневзвешенного диаметра водопрочных агрегатов (мокрое просеивание воздушно-сухой почвы) наблюдается несколько другая закономерность. Наименьший диаметр водопрочных агрегатов присущ средненамытой почве — 0, 88 мм, в то время как наибольший — 2, 25 мм — несмытой почве. При мокром просеивании капиллярно-увлажнённой слабосмытой и среднесмытой почв средневзвешенные диаметры водопрочных агрегатов составил соответственно 1, 44 и 1, 55 мм (таблица 1). Больший диаметр водопрочного агрегата у среднесмытой почвы по сравнению со слабосмытой можно объяснить тем, что в её пахотном горизонте большая роль в формировании водопрочности структуры принадлежит гранулометрическому составу, а не содержанию гумуса. Это связано с вовлечением в пахотный горизонт элювиального и переходного между элювиальным и иллювиальным горизонтами в результате вспашки.
При мокром просеивании капиллярно-увлажненной почвы была обнаружена закономерность, сходная с той, что была выявлена при сухом просеивании воздушно-сухой почвы. Во-первых, довольно высокое значение средневзвешенного диаметра агрегатов для средненамытой почвы — 3, 90 мм, во-вторых, уменьшение значения этого показателя с увеличением степени смытости почвы — от 4, 14 до 2, 86 мм (таблица 1).
Таблица 1— Средневзвешенный диаметр агрегатов в зависимости от вида фракционирования
Почва | Вид фракционирования и d агрегатов (мм) | ||
сухое просеивание воздушно-сухой почвы | мокрое просеивание воздушно-сухой почвы | мокрое просеивание капиллярно-увлажненной почвы | |
несмытая | 4, 08 | 2, 25 | 4, 14 |
слабосмытая | 3, 97 | 1, 44 | 3, 36 |
среднесмытая | 3, 34 | 1, 55 | 2, 86 |
средненамытая | 4, 44 | 0, 88 | 3, 90 |
Анализ результатов мокрого просеивания воздушно-сухой и капиллярно-увлажненной почвы показали, что средневзвешенный диаметр водопрочных агрегатов больше при предварительном капиллярном увлажнении образца. Это явление можно объяснить тем, что при капиллярном увлажнении поры внутри агрегатов почвы постепенно заполняются водой и при последующем погружении образца в воду не происходит резкого вытеснения воздуха из пор, разрушающего агрегаты, что имеет место при мокром просеивании воздушно-сухих образцов.
Таким образом, при анализе данных по агрегатному составу исследуемых почв, было выявлено, что он зависит от степени смытости почвы — чем больше степень смытости, тем меньше средневзвешенный диаметр агрегатов. Исключение составляет средненамытая почва при её фракционировании в воздушно-сухом и капиллярно-увлажнённом состоянии.
Связь между содержанием гумуса в исследуемых почвах и их агрегатным составом
Известно, что содержание гумуса в почве зависит от степени её смытости. Проведенные нами определения содержания гумуса в исследуемых образцах почвы показали, что с увеличением степени смытости этот показатель уменьшается с 2, 37 % в несмытой до 1, 96 % в среднесмытой почве. В то же время максимальное содержание гумуса было обнаружено в средненамытой почве — 2, 56 % (таблица 2).
Таблица 2 — Средневзвешенный диаметр () агрегатов при разных видах фракционирования в
зависимости от содержания гумуса в почве
Почва | Среднее содержание гумуса в слое 0—30 см, % | Вид
фракционирования, |
|
сухое просеивание воздушно-сухой почвы | мокрое просеивание капиллярно-увлажненной почвы | ||
несмытая | 2, 37 | 4, 08 | 4, 14 |
слабосмытая | 1, 97 | 3, 97 | 3, 36 |
среднесмытая | 1, 96 | 3, 34 | 2, 86 |
средненамытая | 2, 56 | 4, 44 | 3, 90 |
Связь между содержанием гумуса и средневзвешенным диаметром агрегатов была обнаружена при двух видах фракционирования исследуемых почв — просеивание образцов в воздушно-сухом состоянии и мокрое просеивание капиллярно-увлажненных образцов почвы. Результаты анализа показали следующее. С возрастанием общего содержания гумуса в исследуемых почвах средневзвешенный диаметр агрегатов при различных видах их фракционирования увеличивается. Так, например, в несмытой почве при содержании в ней гумуса 2, 37 %, средневзвешенный диаметр агрегатов при сухом просеивании воздушно-сухой почвы составил 4, 08 мм, при мокром просеивании капиллярно-увлажненной почвы — 4, 14 мм. В среднесмытой почве при содержании гумуса 1, 96 % средневзвешенный диаметр агрегатов при просеивании воздушно-сухих образцов — 3, 34 мм и при мокром просеивании капиллярно-увлажненных образцов — 2, 86 мм (таблица 2).
Связь между степенью смытости почвы, содержанием в ней гумуса и средневзвешенным диаметром водопрочных агрегатов, определяемым при мокром просеивании воздушно-сухой почвы, обнаружена не была.
Таким образом, установлено, что, содержание гумуса уменьшается с увеличением степени смытости. В намытой же почве его содержание достаточно высокое. Наблюдается связь содержания гумуса со средневзвешенным диаметр агрегатов при фракционировании как воздушно-сухой почвы, так и при мокром её просеивании в капиллярно-увлажненном состоянии.
Анализ влияния скорости потока на изменения диаметра транспортируемых и отложившихся агрегатов
Модельные эксперименты на большом эрозионном лотке с образцами несмытой почвы проводились в диапазоне скоростей потока от 0, 28 м/с до 0, 62 м/с. При этом значения диаметра влекомых потоком агрегатов воздушно-сухой почвы увеличивались с возрастанием скорости с 0, 13 мм до 0, 79 мм, а отложившихся в русле — уменьшались от 0, 48 мм до 0, 10 мм (рисунок 1).
Рисунок 1 — Изменение диаметра влекомых и отложившихся агрегатов несмытой почвы от скорости потока (воздушно-сухое состояние)
Условные
обозначения: — влекомые и
—
отложившиеся агрегаты.
В экспериментах с капиллярно-увлажненной почвой в том же диапазоне скоростей наблюдалось незначительное увеличение диаметра влекомых потоком агрегатов (с 0, 10 мм до 0, 20 мм), а диаметры отложившихся в русле практически не изменялся и колебался в пределах 1, 00—0, 93 мм (рисунок 2).
Анализ результатов экспериментов с воздушно-сухой несмытой почвой, показывает, что наблюдается закономерность в изменении диаметров влекомых и отложившихся агрегатов с возрастанием средней скорости потока, в то время для капиллярно-увлажненной почвы эта зависимость выражена гораздо слабее (рисунки 1, 2). Это можно объяснить тем, что данная почва, являясь несмытой и будучи сформированной на участке пологого склона с уклоном не более 1, 10, ранее не подвергалась интенсивным эрозионным процессам. Следовательно, в капиллярно-увлажненном состоянии она значительно более устойчива к этим процессам, чем в воздушно-сухом.
Рисунок 2 — Изменение диаметра влекомых и отложившихся агрегатов несмытой почвы от скорости потока (капиллярно-увлажненное состояние)
Условные
обозначения: — влекомые и
—
отложившиеся агрегаты.
Модельные эксперименты с образцами слабосмытой почвы проводились в диапазоне средних скоростей потока от 0, 28 м/с до 0, 53 м/с. При этом средневзвешенные диаметры влекомых агрегатов варьировали от 0, 09 мм до 0,59 мм при исследовании воздушно-сухих образцов и от 0, 10 мм до 0, 71 мм — капиллярно-увлажненных. Диаметры отложившихся агрегатов для воздушно-сухой почвы варьировали от 0, 35 мм до 0, 09 мм, а капиллярно-увлажненной — 2, 17—1, 53 мм.
Анализ результатов изменения диаметра влекомых и отложившихся агрегатов слабосмытой воздушно-сухой и капиллярно-увлажненной почвы показал, что наблюдается закономерность, близкая к результатам, полученным в экспериментах с образцами несмытой почвы.
Анализ результатов определения диаметра влекомых и отложившихся агрегатов среднесмытой почвы в воздушно-сухом состоянии показывает, что общая закономерность, выявленная для несмытой и слабосмытой почвы от степени смытости не зависит. Диапазон средних скоростей потока, установленных для этой почвы, существенно не менялся по сравнению с ранее исследованными почвами: 0, 20—0, 54 м/с. При этом диаметр влекомых агрегатов воздушно-сухой почвы с увеличением скорости потока возрастал с 0, 08 мм до 1, 37 мм, а отложившихся, напротив, уменьшался с 0, 49 мм до 0, 02 мм (рисунок 3). На рисунке 4, показано изменение диаметров влекомых и отложившихся агрегатов при исследовании среднесмытой почвы в капиллярно-увлажненном состоянии.
Из графика 3 видно, что при этой степени смытости почвы закономерность, выявленная ранее для несмытой и слабосмытой почвы, имеет несколько иной вид. Характер распределения точек аналогичен зависимостям, обнаруженным при исследовании воздушно-сухих образцов несмытой, слабосмытой и среднесмытой почвы. Диаметр влекомых агрегатов возрастал с 0, 07 до 1, 92 мм, а отложившихся уменьшался с 1, 13 до 0, 38 мм.
Рисунок 3 — Изменение диаметра влекомых и отложившихся агрегатов среднесмытой почвы от скорости потока (воздушно-сухое состояние)
Условные
обозначения: — влекомые и
—
отложившиеся агрегаты.
Рисунок 4 — Изменение диаметра влекомых и отложившихся агрегатов среднесмытой почвы от скорости потока (капиллярно-увлажненное состояние)
Условные
обозначения: — влекомые и
— отложившиеся агрегаты.
При проведении модельных экспериментов со средненамытой почвой средняя скорость потока изменялась от 0, 22 м/с до 0, 58 м/с. Для почвы в воздушно-сухом состоянии диаметры влекомых агрегатов возрастали с 0, 08 мм до 0, 39 мм с увеличением средней скорости потока, а диаметры отложившихся агрегатов уменьшались с 0, 33 мм до 0, 01 мм.
В модельных экспериментах со средненамытой капиллярно-увлажненной почвой диаметр влекомых агрегатов с возрастанием скорости потока увеличивался с 0, 09 мм до 1, 19 мм, а отложившихся — уменьшался с 1, 42 мм до 0, 17 мм. При этом характер изменения диаметра как влекомых, так и отложившихся агрегатов, в обоих вариантах эксперимента близок к среднесмытой почве.
Проведенный анализ изменения диаметра влекомых потоком воды и отложившихся в русле агрегатов почвы, поступающей в него как в воздушно-сухом, так и в капиллярно-увлажненном состоянии, показал, что с увеличением скорости водного потока диаметр транспортируемых агрегатов возрастает, в то время как откладывающиеся агрегаты становятся тем мельче, чем больше скорость потока.
Верификация уравнения транспортирующей способности потоков малой глубины (на примере дерново-подзолистых почв)
Верификация
уравнения 1 проводилась следующим путём. На основании экспериментальных результатов
модельных экспериментов с образцами исследуемых почв, были получены фактические
значения мутности потока (В, кг/м3) и средней скорости протока (V, м/с). В расчёте критической скорости
потока для влекомых агрегатов (Vкр вл, м/с) использовались
уравнения 2 и 3. Для нахождения значений эмпирический показатель степени 1/γ и эмпирический коэффициент С, строились графики зависимости lnB от для исследуемых почв в воздушно-сухом и капиллярно-увлажнённом состоянии. Методика
определения показателей
и С, как пример, приведена на рисунках 5 и
6. По уравнению линейного тренда вида y=kx+b для каждого
варианта модельных экспериментов находили эмпирический показатель степени
, как показатель тангенса угла наклона
линии и эмпирический коэффициент С —
натуральный антилогарифм от свободного члена в уравнении линии тренда.
Графический
анализ показал, что при линейной аппроксимации зависимостей lnB от коэффициенты аппроксимации (R2) были достаточно высоки
(от 0, 72 для слабосмытой капиллярно-увлажненной почвы до 0, 98 для
среднесмытой воздушно-сухой почвы). Это означает, что выполненная аппроксимация
имеет достаточно удовлетворительную достоверность. Имея значения С и
, по уравнению 1 рассчитывали транспортирующую способность потока
(кг/м3) и находили
относительную ошибку по модулю (|Р|, %) между экспериментально полученными
значениями мутности (В) и рассчитанными по уравнению 1.
Рисунок 5 —
Зависимость lnВ от на
примере несмытой почвы (воздушно-сухое состояние)
Рисунок 6 —
Зависимость lnВ от на примере несмытой почвы (капиллярно-увлажненное состояние)
Анализ логарифмирования результатов, полученных для несмытой почвы, подаваемой в лоток в воздушно-сухом и капиллярно-увлажнённом состоянии, показывает следующее. Наблюдается более тесная коррелятивная связь данных с почвой в воздушно-сухом состоянии (r = 0, 81) по сравнению с капиллярно-увлажнённой — r = 0, 69 (таблица 3).
Коррелятивная связь в экспериментах со слабосмытой почвой в обоих вариантах поступления почвы в водный поток, показали хорошую сходимость (r = 0, 88—0, 83), но относительная ошибка составила, соответственно, 31, 6 и 16, 4 %.
Результаты экспериментов со среднесмытой дерново-подзолистой почвой, так же показали достаточно высокую коррелятивную связь. Коэффициент корреляции r = 0, 99—0, 80 (таблица 3).
Результаты логарифмирования данных, полученных для средненамытой почвы, также показали хорошую сходимость (r =0, 92).
Анализ
полученных значений и имеющихся
данных по экспериментально определенной мутности потока В (кг/м3)
показал, что относительная ошибка этих расчетов варьирует от 12, 9 % до
31, 6 %, среднее её значение — 18, 4 % (таблица 3). Это
свидетельствует о том, что сопоставление этих значений, установленных
экспериментальным и расчётным методами, показывает удовлетворительное их
соответствие.
Таблица 3 — Показатели, определённые в модельном эксперименте
Почва |
С, кг/м3 |
|
|Р|, % |
r |
Несмытая |
||||
воздушно-сухая |
42, 73 |
0, 81 |
20, 7 |
0, 81 |
капиллярно-увлажненная |
30, 93 |
0, 40 |
16, 2 |
0, 69 |
Слабосмытая |
||||
воздушно-сухая |
48, 13 |
1, 27 |
31, 6 |
0, 88 |
капиллярно-увлажненная |
19, 14 |
0, 50 |
16, 4 |
0, 83 |
Среднесмытая |
||||
воздушно-сухая |
42, 18 |
0, 66 |
13, 8 |
0, 99 |
капиллярно-увлажненная |
78, 34 |
0, 73 |
18, 8 |
0, 80 |
Средненамытая |
||||
воздушно-сухая |
12, 76 |
0, 36 |
12, 9 |
0, 92 |
капиллярно-увлажненная |
31, 25 |
0, 51 |
16, 7 |
0, 92 |
Среднее |
18, 4 |
0, 86 |
Примечание: С —
эмпирический коэффициент; — эмпирический показатель степени; |Р| —
относительная ошибка по модулю; r — коэффициент корреляции.
Таким образом, на примере дерново-подзолистых почв разной степени смытости и намытости в ходе наших исследований было показано, что для расчета транспортирующей способности потоков малой глубины, действующих на эти почвы, можно использовать уравнение, разработанное на кафедре эрозии и охраны почв факультета почвоведения МГУ (Гендугов и др., 2007).
Выводы
Анализ агрегатного состава почвы в исходном состоянии показал, что средневзвешенный диаметр агрегатов зависит от степени её смытости. Наблюдается уменьшение средневзвешенного диаметра от несмытой к среднесмытой почве.
Установлено, что содержание гумуса в дерново-подзолистой почве оказывает влияние на её агрегатный состав. Средневзвешенный диаметр агрегатов при фракционировании воздушно-сухой и капиллярно-увлажнённой дерново-подзолистой почвы уменьшается с уменьшением содержания гумуса.
Количество транспортируемого почвенного материала в значительной степени будет зависеть и от исходного состояния почвы (воздушно-сухое или увлажненное) до начала работы водного потока. В увлажненной почве в исходном её состоянии, количество и диаметр водопрочных агрегатов выше по сравнению с воздушно-сухой. Это, при прочих равных условиях, требует больших скоростей для перемещения одинакового объёма почвенного материала.
В модельных экспериментах на большом эрозионном лотке установлено, что средневзвешенный диаметр влекомых агрегатов увеличивался с возрастанием скорости потока, а диаметр отложившихся — уменьшался.
На
основании данных, полученных в модельных экспериментах, определены значения
эмпирического коэффициента (С) и эмпирического показателя степени (), необходимые для
верификации ранее разработанного экспериментально-теоретического уравнения
транспортирующей способности водного потока.
Проведена верификация уравнения применительно к дерново-подзолистым почвам разной степени смытости и намытости. Сопоставление полученных экспериментально и рассчитанных по уравнению значений мутности показало удовлетворительное соответствие. Средняя относительная ошибка по модулю составила 18, 4 %, а коэффициент корреляции — 0, 86.
Литература
- Алексеевский Н.И., Чалов Р.С. Движение наносов и русловые процессы. М.: МГУ, 1997. —170 с.
- Вадюнина А.Ф., Корчагина З.А., Методы исследования физических свойств почв. М.: Агропромиздат, 1986. —416 с.
- Гендугов В.М., Глазунов Г.П. О единстве механизмов водной и ветровой эрозии почвы. Почвоведение. 2009, №5. С. 598— 605.
- Гендугов В.М., Кузнецов М.С., Абдулханова Д.Р., Ларионов Г.А. Модель транспорта наносов склоновыми потоками. Вестн. Моск. Ун-та. Сер.17. Почвоведение. 2007. №1. С. 35—40.
- Классификация и диагностика почв СССР. М.: Колос, 1977.— 224 с.
- Кузнецов М.С., Глазунов Г.П. Эрозия и охрана почв: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во МГУ, Изд-во «КолосС», 2004.— 352 с.
- Практикум по агрохимии. Учеб. пособие, - 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. акад. РАСХН В.Г. Минеева. — М.: Изд-во МГУ, 2001.— 689 с.
- Чеботарев А.И. Гидрологический словарь. Л.: Гидрометеоиздат, 1978. —308 с.
- Demidov V.V. Transport capacity of small depth of flows to transfer soil material. In: Proceedings of VI International scientific-practical conference “The Strategies of Modern Science Development”, 17-18 April 2014. North Charleston: CreateSpace, USA, 2014. PP. 22—25.
- Rao S.M., Prasad S.N., Romkens M.J.M. Post siltation sediment transport by shallow super critical flows. In: Proceeding of the 10th International Symposium on River Sedimentation. August 1-4, 2007. Moscow, Russia. Vol.1, 2007. PP. 340—347.
Literature
- Alekseevskij N.I., Chalov R.S. Dvizhenie nanosov i ruslovye processy. M.: MGU, 1997. —170 s.
- Vadjunina A.F., Korchagina Z.A., Metody issledovanija fizicheskih svojstv pochv. M.: Agropromizdat, 1986. —416 s.
- Gendugov V.M., Glazunov G.P. O edinstve mehanizmov vodnoj i vetrovoj jerozii pochvy. Pochvovedenie. 2009, №5. S. 598— 605.
- Gendugov V.M., Kuznecov M.S., Abdulhanova D.R., Larionov G.A. Model' transporta nanosov sklonovymi potokami. Vestn. Mosk. Un-ta. Ser.17. Pochvovedenie. 2007. №1. S. 35-40.
- Klassifikacija i diagnostika pochv SSSR. M.: Kolos, 1977.— 224 s.
- Kuznecov M.S., Glazunov G.P. Jerozija i ohrana pochv: Uchebnik. — 2-e izd., pererab. i dop. — M.: Izd-vo MGU, Izd-vo «KolosS», 2004.— 352 s.
- Praktikum po agrohimii. Ucheb. posobie, - 2-e izd., pererab. i dop. / Pod red. akad. RASHN V.G. Mineeva. — M.: Izd-vo MGU, 2001.— 689 s.
- Chebotarev A.I. Gidrologicheskij slovar'. L.: Gidrometeoizdat, 1978. —308 s.
- Demidov V.V. Transport capacity of small depth of flows to transfer soil material. In: Proceedings of VI International scientific-practical conference “The Strategies of Modern Science Development”, 17-18 April 2014. North Charleston: CreateSpace, USA, 2014. PP. 22—25.
- Rao S.M., Prasad S.N., Romkens M.J.M. Post siltation sediment transport by shallow super critical flows. In: Proceeding of the 10th International Symposium on River Sedimentation. August 1-4, 2007. Moscow, Russia. Vol.1, 2007. PP. 340—347.